Ум – это эмоциональная составляющая нашего сознания. Йоги, которые хорошо разбираются в тонком теле, потому что для медитации важно понимать, как эта машина работает, говорят о том, что есть четыре составляющие тонкого тела: ум, разум, ложное эго и читта.
Если вы хотите глубже погрузиться в строение тонкого тела, то можно посмотреть мою лекцию «5 рецептов укрепления тонкого тела».
Интеллект – это рациональная часть, он все раскладывает по полочкам, ищет варианты, как достичь желаемого, и т.д. Тогда как ум – это эмоциональная составляющая, ему нравятся эмоции, ощущения. Ум подобен ребенку, ему нравятся сладости, впечатления. И главное проявление ума – «хочу-не хочу».
И у ума есть одна сила: он очень влюбчив. Если он в кого-то или во что-то влюбляется, то его очень трудно от этого оторвать. Поэтому йоги приучают ум к правильным вещам. Как говорит один мудрый человек: «Ты выбери правильные вещи, а привычка сделает это приятным».
Например, сначала зарядку делать трудно, непривычно, надо себя заставлять, но, когда зарядка становится привычным делом, человек без этого уже жить не может. Курить сигареты человеку сначала неприятно, но через какое-то время он привыкает и не может от этого отказаться.
Сила ума в том, что если он к чему-то привыкает, то ему легко, это становится нашим естеством. Поэтому эту силу ума можно использовать в том, чтобы привязать его к правильным вещам, чтобы появились правильные привычки.
В шестой главе «Бхагавад-гиты» говорится, что ум может быть как врагом, так и другом. Ум – враг, если он развращен, одержим эгоизмом, вожделением, привязан к каким-то разрушительным вещам. Такой ум все время будет толкать нас к неправильным поступкам. Но ум может стать лучшим другом, если нам удастся привязать его к тому, чтобы жить правильной жизнью, привязать его к духовным вещам.
И цель духовной практики заключается в том, чтобы с помощью определенной дисциплины привить уму правильные привычки. Тогда ум будет нас тащить, вытаскивать из этого болота, в котором мы находимся.